Logo_pressa
ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ




Чтобы читать электронные издания загрузите Adobe Flash Player отсюда http://get.adobe.com/flashplayer/.


+74957225100
skype: pressa.ru
icq: 644953401
getRssnewscategory(),'Rssnews/list?cat='.$news->getCategoryId()) ?>

"Школа жен" Любимова

600
getShortContent() ?>
Сегодня в театре "Новая опера" состоится мировая премьера оперы "Школа жен", которую композитор Владимир Мартынов написал специально для постановки Юрия Петровича Любимова.

Рассказывает композитор Владимир Мартынов, сотрудничающий с Юрием Любимовым много лет.

Почему, на ваш взгляд, Юрий Петрович выбрал для либретто оперы пьесу Мольера "Школа жен"?

Владимир Мартынов: Мне кажется, что роль Мольера - одна из лучших ролей, сыгранных Юрием Петровичем в театре. Кроме того, его собственная судьба отчасти напоминает судьбу Мольера: он, с одной стороны, вынужден был работать с нерадивыми актерами, которые готовы были интриговать за его спиной, с другой стороны, у него всегда складывались непростые взаимоотношения с властью. Любимову непросто жилось при всех режимах.

Правда ли, что в окончательном варианте либретто почти ничего не осталось от текста "Школы жен"?

Владимир Мартынов: От "Школы жен" в нем не осталось вообще ни одной строчки! Дело в том, что пьеса Мольера стала для Юрия Петровича своеобразной точкой отсчета: у него возникли новые идеи, для их воплощения нужны были совсем другие тексты, и в окончательном варианте либретто осталась только небольшая сцена из мольеровского "Мещанина во дворянстве". Зато в нем появились фрагменты произведений Козьмы Пруткова, тексты, написанные самим Любимовым, и фрагменты из пьесы Булгакова "Кабала святош". В опере обычно больше слушают музыку, чем текст. Но в "Школе жен" нужно слушать тексты Козьмы Пруткова и Булгакова. Особенно интересно, когда они сталкиваются друг с другом.

Что послужило для вас творческим импульсом, когда вы сочиняли музыку для такого необычного либретто?

Владимир Мартынов: Мне важен ее подзаголовок - опера-буфф, комическая опера. Тексты Козьмы Пруткова, выбранные для либретто, пародийные. Они пародируют определенные литературные стили и совершенно конкретных персонажей. А я попытался пародировать приемы французской музыки того времени, и возник еще один пародийный слой. Но я стараюсь, чтобы все выглядело очень серьезно: тем, кто услышит оперу, в какой-то момент может показаться, что это музыка французских композиторов Люлли, Рамо или зингшпили Моцарта. Во время диалога античных философов музыка создаст у слушателей образ прекрасной древней Греции. В результате идет очень тонкая музыкальная игра. Помните, какое ощущение возникает, когда видишь уходящую вдаль анфиладу комнат в старинном замке? Или отражение этой анфилады в зеркале? У слушателя должно возникнуть такое же ощущение. Не знаю, сможет ли передать эту игру оркестр, но в партитуре заложена эта система отражений. Еще я старался, чтобы от музыки исходил позитивный импульс. Вопреки тому, что сейчас происходит в мире, в ней нет никакого мрачного трагизма или надлома.

В каком пространстве разворачиваются события "Школы жен"?

Владимир Мартынов: Юрий Петрович сочинил сценографию этого спектакля вместе с художником Борисом Мессерером. Посередине сцены стоит двухэтажная прозрачная конструкция. Лестницы поднимаются с первого этажа на второй и ведут к пустым дверным проемам-аркам. Эта конструкция очень изящная, ажурная: меняется свет, и атмосфера на сцене изменяется до неузнаваемости. Сквозь конструкцию просвечивает огромный, во весь задник, портрет Людовика XIV в пышной и тяжелой барочной раме. Кроме того, на сцене стоит огромная золоченая суфлерская будка. Юрий Петрович хотел, чтобы артисты влезали в будку и вылезали из нее, чтобы на ее край время от времени присаживался Мольер... Эта золоченая суфлерская будка для Юрия Петровича важна как напоминание, что все в театре (а иногда и в жизни) происходит под подсказку некоего непонятного суфлера.

К сожалению, Любимов не принимал участия в последнем этапе репетиций "Школы жен". Но в принципе, мы к этому спектаклю шли два или три года. Часто собирались вместе с Любимовым и режиссером Игорем Ушаковым, с которым Юрий Петрович работал над оперой "Князь Игорь". Любимов сделал сценографию "Школы жен", подобрал актеров, разработал все мизансцены. Он запустил механизм, который движет этот спектакль.





MasterCard Visa American Express Diners Club International Verified by Visa MasterCard SecureCode